Использование информационно-компьютерных технологий в этих специальностях

Применение новейших информационных технологий в ветеринарии для контроля эпизоотической ситуации в регионе
В последние годы в биологии, медицине и ветеринарии все чаще применяют математические методы, с помощью которых подтверждаются выявленные закономерности, связи или различия между изучаемыми явлениями.
В начале 70-х годов разработана общая теория математического моделирования эпидемий, названная эпидемической динамикой, которая ориентирована на моделирование крупномасштабных эпидемических процессов. Необходимость широкого внедрения компьютерных технологий в ветеринарную практику в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения.
В ветеринарии перспективны модели, имитирующие эпизоотический процесс с помощью определенных показателей, позволяющих прогнозировать течение эпизоотий, так как выполнение профилактических и противоэпизоотических мероприятий намного эффективнее в предэпизоотический период, чем в сложившихся очагах инфекции.
Информационная деятельность становится настолько интенсивной, объемной, плохо управляемой, что поневоле приходится задумываться о совершенствовании делопроизводства, обработки и анализа информации и переводе их на безбумажные технологии.
Возросший документооборот диктует необходимость использования новых информационных технологий. Для ветеринарной службы характерна большая территориальная разобщенность (региональная структура), сложная иерархия управления, необеспеченность электронными коммуникациями.
Автоматизация любой деятельности позволяет достигнуть следующих целей: однократности ввода информации в систему и многоразовое ее применение всеми заинтересованными пользователями и, таким образом, исключения дублирования работы специалистов; увеличения количества и повышения оперативности собираемой, обрабатываемой и предоставляемой пользователям информации с одновременным снижением материальных затрат на ее доставку; переноса основной трудоемкости работы с расчетных задач на аналитические; повышения надежности и качества работы; увеличения наглядности и представления информации путем построения графиков, диаграмм и отображения информации на карте; применения методов анализа информации, недоступных при ручной обработке, повышения достоверности и конфиденциальности представляемой информации.
Программы и базы данных ветеринарного назначения можно разделить на информационные, аналитические и управляющие. Все они могут найти широкое применение в мониторинге и прогнозировании инфекционных болезней, моделировании и контроле эпизоотического и инфекционного процессов.
Информационные программы - это базы данных для сбора и хранения ветеринарной информации, сортировки ее по различным показателям и стандартизация, что заменяет любые другие формы ветеринарного учета и отчетности и превосходит их по большинству показателей (быстрота заполнения, наглядность, пригодность к анализу, способность воспринимать данные как из единичных случаев, так из массивов информации).
Аналитические программы предназначаются для статистического и сравнительного анализа ветеринарной информации (аналитический модуль), а наиболее простые из них уже способны рассчитать интенсивные и экстенсивные показатели и строить графики, диаграммы и картограммы.
Управляющие программы разрабатываются для усовершенствования организации и проведения государственного ветеринарного надзора в районе, области, (например с целью обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности продукции животного происхождения для населения).
Эпизоотология представляет собой одну из самых актуальных областей применения многофункциональных компьютерных программ: прогнозирование развития эпизоотической ситуации, выработка оптимального плана противоэпизоотических мероприятий, поиск источника возбудителя инфекции, контроль ветеринарной отчетности, постановка эпизоотологических экспериментов.
При внедрении в производство новейших технологий компьютерного статистического анализа возможно уже создание многофункциональной автоматизированной системы мониторинга ветеринарного благополучия (эпизоотологический компьютерный мониторинг).
Общий алгоритм эпизоотологического мониторинга можно представить в виде следующих основных этапов: слежение за эпизоотической ситуацией конкретной инфекционной болезни в динамике на определенной территории с использованием характеризующих ее прямым и косвенным образом дифференциально-диагностических и прогностических критериев, обработка и анализ получаемых данных.
Прогностические выводы: время, территория и группы риска (по возрасту, принадлежности, резистентности и др.), характер заболевания (этиологическая роль биоваров возбудителя, предполагаемые характер течения и формы проявления).
Предлагаемая оптимальная схема профилактических и противоэпизоотических мероприятий, позволит получить максимальный эффект при ее реализации в полном объеме.
Автоматизированные системы эпизоотологического мониторинга (АСЭМ) должны иметь минимум три уровня: районный, областной и федеральный на базе Департамента ветеринарии Минсельхоза РФ. Кроме того, целесообразно иметь экспертные АСЭМ на базе научно-исследовательских учреждений, занимающихся актуальными инфекционными болезнями на территории РФ (в том числе ее субъектов).
В экспертных АСЭМ должны проводить разработку, совершенствование и апробацию новых критериев оценки эпизоотической ситуации, которые впоследствии станут достоянием АСЭМ трех вышеуказанных уровней.
Ведущее место в системе противоэпизоотических и профилактических мероприятий занимает диагностика заболеваний животных, которой традиционно уделяют самое серьезное внимание в комплексе научных исследований и практических разработок в области ветеринарии.
Одним из самых страшных и коварных заболеваний на планете является туберкулез.
На современном этапе борьбы с туберкулезом животных, основой профилактических и оздоровительных мероприятий была и остается диагностика этой болезни.
В последние годы в нашей стране увеличилась заболеваемость людей туберкулезом и следует отметить, что возбудитель болезни может передаваться от человека к животным и наоборот.
Учитывая сложную эпидемиологическую и эпизоотологическую ситуацию по туберкулезу, необходим постоянный эпизоотологический мониторинг, который позволит оценивать и прогнозировать изменения эпизоотической ситуации. Эффективность мониторинга зависит от того, насколько полно при наблюдении, оценке и прогнозировании эпизоотической ситуации учтены закономерности, тенденции и особенности эпизоотического процесса.
Борьба с туберкулезом - важнейшая проблема, которой уделяется большое внимание во всех странах мира. Ликвидация туберкулеза животных имеет не только экономическое значение, но и социально-гигиеническое и эпидемиологическое.
Новые научные данные о полиадаптогенности и полигостальности возбудителя туберкулеза ставят под сомнение реальность задачи по искоренению микобактерий во всех возможных резервуарах возбудителя инфекции. С учетом же конкретной эпидемиологической, эпизоотической и экономической ситуацией, глобальное искоренение возбудителя туберкулеза тем более является невыполнимой задачей.
Туберкулез - инфекционное заболевание, проявляющееся в виде сложного взаимодействия звеньев и многих элементов эпизоотического процесса. Все вышеперечисленное представляет собой одну из самых актуальных областей применения новейших информационных технологий.
Одним из важнейших аспектов обеспечения ветеринарного благополучия является контроль эпизоотической ситуации. Без научно обоснованного анализа и прогнозирования невозможно разработать и реализовать адекватную обстановке систему противоэпизоотических мер. Эффективное решение этой проблемы требует соответствующего информационного обеспечения, организации и реализации на практике системы эпизоотологического мониторинга.
Внедрение в производство новейших технологий компьютерного статистического анализа, планирование и контроль противоэпизоотических мероприятий, большой объем диагностических исследований, создание многофункциональной автоматизированной системы мониторинга ветеринарного благополучия, обеспечит разработку оперативных обзоров и прогнозов эпизоотической ситуации в регионе.




Информационные технологии в социальной работе

Применение информационных технологий в социальной работе с различными группами населения в нашей стране в данный момент только набирает обороты. Однако в этой области уже достигнуты определённые успехи. К сожалению, в рамках данной работы невозможно подробно остановиться на всех направлениях социальной работы, использующих информационные технологии, поэтому будет уделено внимание лишь некоторым из них.
Огромное значение использование информационных технологий имеет в социальной работе с различными группами инвалидов, в том числе и детей-инвалидов.
Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом.[4] По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями.
В кризисных ситуациях положение инвалидов ухудшается, они острее ощущают свою зависимость, ущербность, одиночество. В это время необходимо оптимизировать условия жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями, чтобы они могли наиболее полно испь изовать и развивать свои потенциальные способности для адаптации к новым реалиям и преодоления различных социальных трудностей. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, чтобы те могли жить независимой жизнью.[5]
Для инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также для тех групп инвалидов, чьи возможности передвижения ограничены из-за наличия других заболеваний, окно в мир может открыться именно благодаря информационным технологиям. Этим людям, как никому другому, просто необходимо наличие персонального компьютера и доступа в Интернет. Ведь именно там человек, ограниченный в своих возможностях передвижения, сможет найти необходимую информацию, совершить виртуальное путешествие в любую точку планеты, найти друзей и общаться с людьми, оказавшимися в такой же ситуации. Всё это имеет огромное значение для того, чтобы инвалид не чувствовал себя ущербным и одиноким.
Дети-инвалиды, не имеющие возможности обучаться в обычных учебных заведениях, обучаются дистанционно. Для более успешногциоистанционного обучения им также крайне необходим персональный компьютер с набором специальных программ, адаптированный под их индивидуальные особенности. Это же касается и молодых людей-инвалидов для получения ими полноценного высшего образования и последующей успешной интеграции в общество.
Весьма перспективным видится использование информационных технологий в процессе обучения детей-инвалидов по зрению. Остановимся на нём более подробно.
Специфика применения информационных технологий при обучении таких детей определяется особенно жесткой системой санитарно-гигиенических и психофизиологических требований. Кроме того, визуальный информационный канал занимает в системе указанных технологий ведущее место.
Соответственно, далеко не все имеющиеся в системе дистанционного обучения технологии могут быть применены при обучении слабовидящих детей. Применение же некоторых из них приобретает определенные особенности.
Не вызывает сомнения, что в педагогическом процессе, обращенном к таким детям, возможности использования технологий, требующих участия зрительного анализатора, крайне малы. Это становится возможным только для частичнозрячих и слабовидящих детей.
Для таких категорий обучающихся информационные технологии, прежде всего, могут быть использованы как средство тренировки зрительного анализатора. Для детей-инвалидов по 7ойРию 1-ой и 2-ой группы могут быть использованы специальные компьютерные тренажеры, направленные на развитие зрительного гнозиса. В соответствии с этим возможно создание электронных тренажеров, предъявляющих обучающемуся комплекс специальных упражнений, направленных на развитие функций цветоощущения, зрительной фиксации, балансировки зрительных полей, морфологического восприятия и др.
Для рассматриваемой категории детей-инвалидов возможно частичное использование визуальной информации и в процессе обучения. С экрана компьютера такого рода обучающиеся могут считывать текстовую информацию при размере знаков высотой не менее 40-50 мм и картинки соответствующего размера без мелких деталей, с отчетливыми краями, на контрастном фоне.
В целях сенсорной реабилитации слабовидящим и частичнозрячим детям показана аудио-видеостимуляция по системе НАСА, представленная на основе новых информационных технологий.
Как уже отмечалось, особую роль в системе образовательной деятельности, направленной на обучение детей-инвалидов играет использование в ее рамках материалов глобальной компьютерной сети Интернет. Непосредственно при работе с детьми-инвалидами по зрению могут быть использованы технологии IP-телефонии, потокового аудио и материалы аудиофайлов.
В условиях удаленного доступа контакт с преподавателем или с членами виртуальной группы для слепого, слабовидящего и частичнозрячего ребенка может быть установлен с помощью вышеперечисленных средств. Последнее способствуют решению одной из важнейших методических задач обучения ребенка-инвалида - организация его коммуникативной адекватности. Только таким способом возможна организация обратной связи при образовательном общении в режиме Off-line и On-line, при недоступности таких технологий, как электронная почта, чат-семинары и чат-консультации.













Комментариев нет:

Отправить комментарий